Альтернативная история - Мир без ислама

МИР БЕЗ ИСЛАМА

... Решающее сражение при Бузахе длилось недолго. Восставшие против халифа последователи «лжепророка» Талхи сразу обнаружили слабое место на правом фланге мусульман и опрокинули его. Халид ибн аль-Валид, лично участвуя в битве, пытался остановить бегство, но был сражен чьей-то метко пущенной стрелой. Гибель «меча ислама» вызвала в рядах мусульман замешательство, окончившееся полным разгромом.

По мере того, как весть о поражении распространялась по Аравии, всё новые племена отказывались платить садаку (дань) и изгоняли мединских наместников. Многие отрекались от ислама, возвращались к язычеству или принимали учения новых пророков – Масламы, Асвада, Талхи. К концу 632 г. власть халифа Абу Бакра ограничивалась пределами Медины, Мекки и Тихамы, причем на грани отпадения стояла и Мекка. Для спасения уже не государства, а веры халифу не осталось ничего, кроме как признать, что «ислам есть ислам и без садаки»…

Эфемерной теократической империи пророка Мухаммеда настал конец. Как большинство подобных держав, она пережила своего основателя ненадолго. Аравия вновь погрязла в мелких межплеменных конфликтах, а религиозные учения пророков мало-помалу слились в некий неопределённый монотеистический синкретизм. К X-XI вв. большинство арабов приняли христианство, и пророки VII в. (к тому времени уже совершенно мифологизированные) были задним числом объявлены христианскими святыми. Так и закончилась история пророческого движения в Аравии.

Что же происходило тем временем в остальном мире?

Иран, восстановившийся после смуты к середине VII в., переживал экономический и культурный расцвет («сасанидское возрождение»). Выросла роль городского (преимущественно христианского) населения, и шахи, вынужденные считаться с этим, проводили политику веротерпимости. Некоторые и сами принимали христианство, хотя государственной религией продолжал оставаться зороастризм. Иранское дворянство, приобщаясь к городской цивилизации, постепенно теряло свои боевые качества. В армии его постепенно замещали курдские, армянские и тюркские федераты. Морская торговля в Индийском океане находилась в руках персидских и персо-арабских (оманских и йеменских) купцов. На западе тлел незатухающий конфликт с Византией, однако граница почти не передвигалась. На востоке Иран соперничал с империей Тан за влияние в Средней Азии. В IX в. династия ослабла, и фактическую власть оспаривали друг у друга визири (обычно христиане) и варварские военачальники. Окончательно Сасанидская империя пала под ударами сельджуков в XI в. Сельджуки, исповедавшие христианство несторианского толка, сделали его государственной религией своей империи. К XIII веку несторианство стало религией большинства населения на пространстве от Евфрата до Семиречья и Северной Индии – повсюду, где у власти стояли тюрки.

Византия, хотя и ослабшая в результате кризиса VII в., аварских и славянских нашествий, оставалась сильнейшей державой Запада. В отличие от нашей реальности, где Средиземное море превратилось в поле битвы между враждебными цивилизациями, здесь оно осталось мирным пространством торговых и культурных связей между Европой и Ближним Востоком. «Тёмные века» не настали, средневековье куда больше, чем в нашем мире, походило на античность, а Византия до начала II тысячелетия не оставляла попыток восстановить прежнюю Римскую империю. Монофизиты Сирии и Египта в основном воссоединились с господствующей церковью на основе монофелитского догмата; непримиримые бежали в Персию, Аравию и Аксум. Однако монофелитству упорно противился Рим, и в конце VII в. Византия отказалась от этого вероисповедного новшества, поскольку политика реставрации империи на западе требовала единоверия с Римом. Сирия и Египет приняли это без особого сопротивления - антиимперские силы в них были давно сломлены.

Византийская экспансия на Западе возобновилась в конце VII в., но не достигла особых успехов (этого не позволяла новая «фемная» организация армии). Удалось утвердить контроль над Италией и Карфагеном, разгромить лангобардов и испанских вестготов и на короткое время захватить южную Галлию. Однако победа франков над ромеями при Пуатье (начало VIII в.) положила конец византийской агрессии. Страшный удар нанёс империи Карл Великий: присоединив остатки вестготского королевства, он выбил византийцев из Испании, захватил Италию, посадил своего приспешника на папский престол и принял от него императорскую корону. Правда, к середине IX в. империя Карла развалилась на Испанское, Франкское и Германское королевства, но Константинополю с тех пор уже никогда не удавалось восстановить контроль над Западным Средиземноморьем. Под его властью остались лишь Африка и Италия, да и там местные города и феодалы были сильнее имперских экзархов.

В XI в. Византия вступила в тяжёлый кризис. Внутренняя борьба столичной бюрократии с провинциальными феодалами-военачальниками ввергла её в продолжительную смуту. Сельджуки отняли у неё Сирию и Армению, а норманны – Сицилию, Южную Италию и Карфаген. Опираясь на окрепшие и разбогатевшие города Италии, Каталонии, Прованса, западные короли решили бросить вызов византийской талассократии. Так в конце XI века началась вековая битва за Средиземноморье, отбросившая на нашу реальность тень в виде Крестовых походов. При поддержке папства три сильнейшие западные державы - Испания, Франция и норманская Карфагено-Сицилия - первоначально выступили единым фронтом. Византия была разгромлена, Египет выстоял исключительно благодаря спешно заключённому союзу с сельджуками. Однако победители немедленно перегрызлись между собой, что позволило ромеям изгнать их из Константинополя и восстановить Византию почти в прежних границах. Тем не менее важнейшие порты и острова остались в руках латинян, и морское могущество Константинополя уже никогда не восстанавливалось.

Византийцы действовали против латинян в союзе с сельджуками, поэтому им не удалось вернуть ни Сирию, ни Египет. После развала сельджукской державы (к концу XII в.) Египет достиг полной независимости и вступил в эпоху расцвета. Страной правили цари (потомки одного из византийских эпархов) при сильнейшем влиянии патриархов и александрийской купеческой олигархии; армия набиралась из рабов и берберских, арабских и тюркских наёмников. После гибели Сасанидской Персии египетский торговый флот безраздельно царил на Красном море и в Индийском океане. Вся торговля пряностями между Европой и Востоком находилась в руках египтян. Фактории александрийцев выросли на берегах южных морей от Мозамбика до Бенгалии. Путь дальше на восток преграждала индонезийско-малайская империя Шривиджая.

История Руси с самого начала складывалась иначе, чем в нашем мире. Основные торговые пути между Северной Европой и Ближним Востоком проходили через Центральную Европу и Средиземноморье, Восточная же Европа оставалась в стороне. Ни Днепр, ни Волга не функционировали как международные торговые маршруты. Сооответственно, в истории Руси не было варягов и не было государственного единства, как не было и самого слова "Русь". Вплоть до XIII в. Восточноевропейская равнина была поделена между десятком славянских племенных княжеств, более бедных и разобщённых, чем в нашей реальности. Южные княжества в XI в. приняли византийское крещение, северные - латинское.

(............................)


Вымышленные миры

Сайт создан в системе uCoz