Альтернативная история - Мир без авраамических религий

МИР БЕЗ АВРААМИЧЕСКИХ РЕЛИГИЙ

Иудаизма не было, христианства тоже. Создателю данной вселенной было угодно отсрочить на несколько тысяч лет Свое Откровение.

До VII века н. э. это почти никак не сказывалось на геополитике западного мира. Римская империя распалась в ту же эпоху и почти таким же образом же, как в нашей реальности. Серьёзные различия начались только после нерождения ислама. Арабских завоеваний не было, Сасанидский Иран устоял, а Сирия и Египет остались ромейскими. Средиземное море не превратилось в линию раскола между враждебными цивилизациями и по-прежнему служило объединению западных стран. В VII в. Византия восстановила свои силы и вновь объединила под своим скипетром всё Средиземноморье. Германские конунги, арабские малики, славянские князья считались федератами империи, ещё более обширной, чем в пору её расцвета – но и гораздо более рыхлой. Набеги викингов довершили процессы феодального распада империи. К XI в. она превратилась в конгломерат феодальных княжеств во главе с сакральным августом, который фактически контролировал лишь свой италийский домен. Та же судьба постигла и королевства северных федератов.

В XII веке в Средней Европе стали складываться крупные централизованные государства – Англия, Франция и Германия (в этом мире не было борьбы германских императоров с папами, которая помешала объединению Германии в нашем мире). Одновременно и римские императоры успешно воссоединили Средиземноморье вокруг Италии, после чего попытались восстановить свою власть над Севером. Это привело к Столетней войне XIV-XV вв., завершившейся полным разгромом Империи. Она потеряла восточные провинции (захваченные турками в XV в.) и фактически распалась на Испано-Африканский доминат и мелкие княжества Италии. В XV-XVI вв. доминат выиграл у Франции и Германии борьбу за Италию (Итальянские войны) и, таким образом, восстановил Империю в пределах Западного Средиземноморья.

После этого испанский правитель принял императорский титул, однако король Германии не признал его и объявил цезарем самого себя. Поскольку императорский титул означал претензию на главенство во всём «римском мире», то во Франции, Нидерландах и ряде других стран разгорелись междоусобицы между приверженцами германского и испанского претендентов (аналог религиозных войн нашего мира). После Тридцатилетней войны XVII в. Европа окончательно разделилась на Северную (Германскую) Римскую империю, верховенство которой признавали Англия, Дания и Швеция, и Южную (Испанскую) Римскую империю, чьими федератами считались короли Франции и Польши.

Что касается Руси, то её политическая история до XVI в. более-менее походила на реальную. Удельные княжества, татары, объединение вокруг Литвы и Ростова (который сыграл роль нашей Москвы). Серьёзные расхождения начались при великом князе Изяславе III (аналог нашего Ивана III). Освободившись от татарской зависимости, он женился не на византийской, а на чингизидской царевне. Ростов стал претендовать на положение не Третьего Рима, а Второго Каракорума. Изяслав IV, завоевав Казань и Астрахань, объявил себя не «царём», а «великим ханом», и т. д. и т. п. Поскольку в данном мире народы и государства солидаризовались не на религиозной, а на политической основе, то Русь ощущала себя частью не римско-византийского, а татарско-чингизидского мира, с соответствующими последствиями для идеологии, культуры, внешней политики и т. п.

Географические открытия и захваты колоний проходили до XIX в. так же, как у нас, и точно так же колониализм привёл Испанию к краху. В XIX-XX вв., после серии европейских и мировых войн, Испанская и Германская империи распались. Наиболее богатым и могущественным государством стала Англия, чей король в конце концов принял императорский титул.

Политическое и социальное устройство

Римская империя включает Британское Королевство и его колонии в Северной Америке (формально весь континент, фактически лишь Запад до Кордильер и Восток до Миссисипи-Миссури), Африке и Индии (узкая полоска вдоль побережья). Сюзеренитет британского императора признают королевства «Римского мира», которые охватывают Европу, Средиземноморскую Африку и Латинскую Америку и подразделяющиеся на «союзников», «федератов», «клиентов» и пр. Все эти государства – равно как и не входящие в Римский мир арабские, тюркские и персидские царства, русские княжества от Амура до Карпат, государства Индии и Дальнего Востока – являются абсолютными монархиями. Никакого «общества», противостоящего государству, политическое сознание этого мира не знает: государство в нём – это всё и вся. Правда, реальная степень вмешательства государства в жизнь людей может быть разной. Если во Франции, Германии и Китае бюрократия стремится регулировать всё до последних мелочей, если в Англии те же функции отчасти делегированы местному самоуправлению, то на Ближнем Востоке и в Латинской Америке от населения фактически требуется лишь платить налоги и не бунтовать. Все общества – сословные, понятий «прав человека» и «прав гражданина» не существует.

Философия, наука, техника

Философская мысль Римского мира так и не вышла за пределы неоплатонизма, хотя в колониальную эпоху восприняла индийские и китайские влияния. Наиболее важно, что научной революции XVII века не было (в нашем мире её корни лежат в схоластике и предполагают монотеистическое мировоззрение). Соответственно, не было и революции промышленной. Техника развивалась намного медленнее, без резких скачков. Научно-технический уровень начала XXI века соответствует нашему XVIII веку: маятниковые часы, механические автоматы, первые экспериментальные паровые машины, гидравлика, прививание оспы, первые опыты биологической систематики. Не было и резкого демографического роста двух последних веков (обусловленного революцией в сельском хозяйстве и медицине). Население Земли составляет порядка 1,5 млрд. чел., т. е. в четыре раза меньше, чем в нашем мире.

Религия

Роль официальной религии в Римском мире играет культ божественного императора и его предков, в отдельных государствах – также местных монархов и их династий. Эти культы по сути представляют собой чистый церемониал. Простой народ доколониальной эпохи поклонялся местным богам, затем получили широкое распространение африканские, индийские, американские культы (в Европе), тюркский шаманизм (в России). В образованных классах распространены атеизм, скептицизм, философский теизм неоплатонического типа. В XX веке исключительную популярность приобрёл буддизм и синкретические религии на индийской и дальневосточной основе.

Мораль и нравы

В доколониальную эпоху, несмотря на господство аскетической морали неоплатоников, сексуальные нравы Римского мира были достаточно вольными. Однако затем пришедший из Америки сифилис сделал их более пуританскими и сильно укрепил патриархальную семью. Мир в целом менее гуманен, чем наш. Рабство широко распространено и не вызывает морального протеста. Уровень бытовой жестокости высок, везде официально признана пытка, применяются калечащие наказания. В последние годы под влиянием буддизма жестокие зрелища, такие как гладиаторские бои, жертвоприношения животных, корриды, публичные казни стали реже, но не исчезли. Государство обладает монополией на насилие, старые институты варварского права типа виры и судебных поединков ушли в прошлое, армии профессиональные, ношение оружия гражданским лицам запрещено.


Вымышленные миры

Сайт создан в системе uCoz